РОБЕРТ А.М.СТЕРН (ROBERT A.M.STERN)
Архитектурные произведения Роберта А.М.Стерна, будь то огромные поместья или скромные дома для отдыха на берегу океана, отличают отточенное чувство соразмерности с ландшафтом, элегантная чистота планировок и скрупулезное внимание к деталям.
Но при этом все они говорят на разных архитектурных языках.
Роберт Стерн виртуозно освоил стили, характерные для американской архитектуры последнего столетия: колониальный, георгианский, норманнский, итальянский.
Выбор стиля для каждой постройки диктуется разными факторами, но, несомненно, важнейшее значение имеют поистине энциклопедические познания Стерном архитектурной истории, его наслаждение от лучших образцов прошлого и, не в последнюю очередь, его вкус к эклектике.
В древние времена «эклектиками» были независимые философы, которые не изобретали новых направлений мышления и не придерживались определенных канонов, а черпали свои идеи из разных школ. Архитектурная эклектика возникла в девятнадцатом веке, когда архитекторы стали проектировать, смешивая разные исторические стили. Современные историки неодобрительно оценивали этот период.
Но это узкая точка зрения. Такие выдающиеся архитекторы-эклектики как Карл Фридрих Шинкель и Стэнфорд Уайт создали немало архитектурных шедевров.
Словарь определяет эклектика как «несвязанного определенными системами мнений и практик: разностороннего в вопросах вкуса».
Эти слова прекрасно иллюстрируют карьеру Роберта А.М.Стерна.
Сам Стерн называет свой подход к дизайну «современным традиционализмом» и прямо указывает на эклектику девятнадцатого-начала двадцатого века. «Современный традиционалист – пишет он — ищет свой архитектурный язык для каждого отдельного здания».
Приступая к работе над новым объектом, Стерн вручает клиенту книгу с многочисленными изображениями загородных домов, преимущественно XIX- начала XX столетий. Эта книга подразделяется на стили: регентство, классический французский, колониальный испанский и т.д. Этот объемный сборник является своего рода лакмусовой бумажкой, определяющей, что клиенту нравится, а что – нет.
Несмотря на свою любовь к классической архитектуре у Стерна очень современный подход к проектированию. Дома начала двадцатого века строились для такого образа жизни, который больше не существует.
Современная жизнь в Америке, независимо от грандиозности дома – а некоторые особняки Стерна вполне выдерживают сравнения с загородными поместьями Золотого Века – более расслаблена и не так формализована как ранее. Домовладельцы хотят иметь уютные комнаты, где бы собиралась вся семья и кухни, в которых можно есть.
Удобство и комфорт – вот основные критерии на сегодняшний день.
Дома, созданные Робертом А.М.Стерном, их удовлетворяют полностью и спроектированы под самый взыскательный вкус.
(Использованы материалы из работы Витольда Рыбчинского «The Forceful Eclecticism of Robert A.M.Stern» — 2005)